Уязвимые

Уязвимые


О выставке

Дата: 07.04.2022-05.06.2022

Проект Ольги Мичи «Уязвимые» посвящен рассказу о культурном своеобразии вымирающих народов мира. Однако уже при первом знакомстве с визуальным материалом становится очевидно, что перед нами далеко не только этнографический проект. Строгим научно-исследовательским целям прикладной фотосъемки не соответствуют ни выбор фона, ни яркие насыщенные цвета, ни, наконец, выбор поз портретируемых. Сложно представить себе эти изображения, собранные в архивную папку или распределенные по однотипным ячейкам статистической таблицы. Нечто поначалу неуловимое, но почти сразу ощутимое заставляет воспринимать эти портреты с нехарактерной для документального протокола иррациональной субъективностью. Такого впечатления уже достаточно для того, чтобы задуматься об истинных причинах создания Ольгой Мичи этой серии — фотографически точной, но, бесспорно, проникающей глубже поверхностных деталей.

«Уязвимые» — прежде всего проект современного фотоискусства. Да, на первый взгляд материалом для него служат образы представителей древних самобытных культур и артефакты практически забытых ремесел. Но именно в контексте этих бесспорно архаичных объектов становится возможным обратить внимание на главный аспект современной истории — проблему глобального культурного симбиоза. Персонажи Ольги Мичи — это уже не классические этнографические типажи, за которыми охотились ученые и фотографы еще в XIX веке. Это прежде всего люди, которые оказались на перекрестке нескольких взаимоисключающих миров. И речь здесь не только об их национальной принадлежности, возрасте или социальном статусе. Они в любом случае принадлежат современности, как бы сильно они ни желали от нее оградиться. В той или иной степени каждый человек, будь то представитель коренного народа Азии либо Африки или же западноевропейского конгломерата, оказывается зажатым между молотом и наковальней прошлого и будущего. И вряд ли кто-то возразит, что в ситуации своего собственного выбора мы все становимся уязвимыми. Уязвимыми не только в буквальном смысле — перед лицом физической опасности, которой нас подвергают современные технологии, но и — в первую очередь — перед лицом культурной унификации и социальной стереотипизации. Удивительно, но многие, а то и вовсе подавляющее большинство, предпочитают движению в будущее взгляд в прошлое, при всей архаичности древних традиций и низкой технологической эффективности. Для таких людей, и речь здесь не только об этнографических меньшинствах, прошлое — это источник уверенности в ситуации неизбежных изменений, которые неумолимо разъедают материальные и культурные ценности современного общества.
«Уязвимые» Ольги Мичи — прежде всего путешественники во времени, образно говоря, астронавты в культурном космосе. Их представления о действительности во многом ограничены транспортными, финансовыми и коммуникативными возможностями этнических групп, с которыми они себя соотносят. Их образ жизни продиктован странными, а то и вовсе дикими, с позиции хрестоматийного европейца, обычаями, особенно когда речь заходит о внешности. Своеобразие их облика не ограничивается климатически, исторически и религиозно обусловленной спецификой костюма. Оно проявляется в стремлении изменить собственное тело, к примеру форму губ, ушей и даже шеи. Казалось бы, в таких замысловатых нарядах, с такими гротескными, с точки зрения европейца, аксессуарами и столь необычной внешностью эти люди выглядят уязвимыми. Но достаточно посмотреть на их лица, чтобы понять: в них читается вся гамма эмоций за исключением одной — страха. Модели Ольги Мичи остаются уязвимыми, но, по крайней мере, они этого не боятся.
Работы из проекта «Уязвимые» важны тем, что позволяют зрителю переосмыслить собственную шкалу ценностей. Герои Мичи не используют или же не демонстрируют открыто высокотехнологичные аксессуары, которые стали неотъемлемыми атрибутами повседневности и формируют наше представление о настоящем. Мы не увидим здесь вожделенных гаджетов, модных фасонов или баснословно дорогих украшений. Все это, кажется, не имеет для «уязвимых» никакой ценности. Для них гораздо важнее демонстрация не личной уникальности, а связи с родственниками и предками. Единственное «благо», которое нарушает своеобразный культурный карантин, — современное оружие. Это практически единственный атрибут, без которого не может обойтись даже туземец. И сразу остро встают вопросы: становятся ли персонажи Мичи с оружием менее уязвимыми? Или же их собственная жизнь и уникальная культура подвергаются еще большей опасности? И, наконец, кто может оказаться жертвой в этом столкновении цивилизаций — тот, кто не осознает всей ответственности за новоприобретенную силу, или тот, кто этой силой готов щедро делиться?

Если принять во внимание эту важную проблему, вывод о том, что главной опасностью для «уязвимых» Мичи является не оружие, звучит удивительно. Да, оно взваливает на плечи коренных народов такой груз ответственности, который многим из них может стоить жизни. Однако не в опасности личной смерти заключается главная уязвимость древних племен в современном мире. Несоизмеримо большую угрозу представляет утрата национальной идентичности и культурного своеобразия в условиях внешней привлекательности и иллюзорной доступности международного информационного поля. Ломая стереотипы древних традиций и преодолевая ограничения культов прошлого, представители коренных народов в Африке, Азии или где бы то ни было еще сталкиваются с главной уязвимостью нынешней культуры — свободой. Ошибки выбора, который вынуждены делать все современные люди, независимо от этнической принадлежности, родословной или социального статуса, уже не могут быть списаны на неблагосклонность божеств или проклятие предков. В мире, где господствует поп-культура кино и телевидения, а главные идолы — герои фантастических произведений, выбор, по крайней мере на словах, определяет не традиция, а сам индивид, который становится уязвимым в столкновении с бесконечным разнообразием доступных ему возможностей.
Поразительно, но «уязвимые» Мичи — не только характерные участники глобальных социально-культурных изменений. Эти люди искренне считают себя счастливыми, делая выбор в пользу ограничений древних традиций. Они смотрят на нас из глубин теней, в которые погружается их национальная культура, но в их взгляде нет осуждения. Зафиксированные средствами фотографии для будущих поколений, они преодолевают бренность времени и только сочувствуют им, настоящим «уязвимым».

Выставка продлиться с 07 апреля по 05 июня 2022

Адрес: Казань, ул. Карла Маркса, 57. Галерея современного искусства ГМИИ РТ
Тел.: 8 (843) 238 43 27
Режим работы: с 11:00 до 20:00
Выходной – понедельник. Касса закрывается на 30 минут раньше.


Возврат к списку